Пока многие футбольные болельщики 15 июня следили за игрой нашей сборной на Евро2016 со Словакией, в Санкт-Петербурге прошло не менее интересное мероприятие, правда уже в области ИТ, а, если быть точным, в области бизнес-анализа.
Речь идет о четвёртой ежегодной встрече сообщества по бизнес-аналитике - Qlik Community St.Petersburg 2016, проходящей в рамках Qlik Sense Tour 2016.
Стены уютного отеля Введенский вместили более 120 человек – счастливых пользователей продуктов компании Qlik, а также заинтересованных в использовании у себя средств отчётности и анализа данных.
Краткая справка:
Компания Qlik была образована в 1993 году в шведском городе Лунд. На сегодняшний день около 36 000 клиентов в более чем 100 странах, включая Россию. Более 2 000 сотрудников в разных странах мира. Центральный офис на сегодняшний день находится в г. Реднор (Пенсильвания), США.
Основным направлением компании является продвижение программных средств для визуализации и анализа данных, способных использовать данные различных источников, представляя их в удобном и наглядном виде. И самое интересное, мы имеем дело с активной бизнес-аналитикой, позволяющей осуществлять поиск нужных данных, их агрегирование, исследование, прогнозирование. И вся эта обработка «налету», в оперативной памяти.
Среди флагманских продуктов на сегодня представлены QlikView с уже богатой историей использования, и Qlik Sense, вышедший на рынок полтора года назад. Оба имеют как desktop, так и серверную реализацию.
Но вернёмся к нашему мероприятию.
Было представлено шесть докладов от компаний, уже внедривших у себя QlikView, а речь шла в основном об этом продукте, поскольку его собрат, Qlik Sense, ещё только начинает прокладывать дорожку на рабочие компьютеры пользователей. Выступающих же, по сферам бизнеса, можно условно разделить на три категории: Розничная торговля, в лице одного из крупных игроков, «X5 Retail Group», парфюмерной сети «Рив Гош», и развивающейся торговой сети сибирского региона «Звёздный». Далее – один из флагманов грузоперевозки, «Деловые линии». Неожиданно и приятно было видеть в списке выступающих «Почту России», придумавшую в своё время, изюм и курагу, а сейчас ступившую на путь реорганизации и наведению порядку в своём хозяйстве. И отдельной категорией можно выделить ПАО «Газпромнефть».
Что можно отметить общего во всех докладах? Конечно хвалебные слова в адрес компании Qlik и их продуктов, позволивших им по-иному взглянуть на свои, накопленные уже за многие годы, оперативные данные, позволивших теперь быстро «крутить» эти данные в памяти своих компьютеров, агрегируя их и рассматривая с разных углов зрения. Отмечалось и время сокращения подготовки отчётов, у кого-то, аж с нескольких дней до пары часов. Довольно интересные примеры решений интеграции QlikView с платформой EDI, организующую обмен данными между магазинами и их поставщиками, на основе которых были построены единый информационный портал для торговых сетей и поставщиков и организованы система автозаказа товаров. Из минусов, это вопросы производительности при загрузки и обработки данных. В текущее время объемы обрабатываемых данных уже давно превышают миллиарды записей. И если на мегабайтах данных замедление не было заметно, то обработка сотен гигабайт, терабайт данных уже приводит к видимому замедлению процесса. Возникает задача оптимизации как на этапе загрузки данных, так и на этапе их обработки Qlik’ом. Никто не упомянул возможность возложить задачу предварительного агрегирования данных на OLAP систему. Все как будто о ней забыли, и работают с исходными OLTP данными, и лишь представитель Рив Гош упомянул про организацию хранилища данных по схеме «звезда».
В финале был долгожданный доклад Сергея Полехина, архитектора решений, представителя компании Qlik, с обзором путей развития линейки продуктов и того, что нас ожидает в ближайшем будущем в плане выхода новых версий.
В конце июня выходит новая версия Qlik Sense 3.0, стратегического продукта компании. Что в нём мы увидим нового:
- Визуальные возможности подготовки данных. Процесс построения ассоциативной модели стал ещё более прост и гибок
- Визуальный поиск будет распространен и на метаданные
- Появились время-зависимые графики, в которых приложение реализует более интеллектуальный подход работы с календарными периодами, позволяя углубляться в данные в режиме скроллинга.
- Возможность использования новых ресурсов в Qlik DataMarket, в частности картографических данных
- В результате приобретения Qlik’ом продукта QVsource, одного из ключевых партнеров CodeBox, в новой версии мы получаем возможность использовать обновленный, широкий спектр коннекторов к внешним источникам данных, в частности данных социальных и поисковых сетей.
Выходит очередная версия QlikView 12.1. Там нас порадуют только архитектурными улучшениями. Ранее, начиная с 12 версии QlikView мы получили единую технологическую среду, базирующуюся на одном движке. Т.е. оба продукта компании QlikView и Qlik Sense можно наравне использовать для исследования данных, ожидая получить одну и ту же производительность и одинаковые подходы в разработке документов и приложений. И если QlikView компанией позиционируется как средство «Guided Analyses», т.е. управляемая аналитика, аналитика на основе сценариев, когда у нас есть понимание откуда нужно взять данные для обработки, в каких они форматах и источниках, что нужно мерить, что нужно получить и как представить данные, то Qlik Sense –продукт, дающий больше свободы действий в сценарии: «а я не очень пока понимаю, что и как мне надо мерить и что получить, но я готов попробовать и поэкспериментировать». К тому же продукт в большей степени ориентирован на конечных бизнес-пользователей, готовых самостоятельно, без обращения к специалистам ИТ создавать свои приложения визуализации и исследования данных. По сути, Вы работаете с конструктором, в богатстве снабженным мастерами, подсказывающими ваши дальнейшие действия. Построив же приложение Вы увидите абсолютно по-другому Ваши сухие исходные данные, агрегируя их, накладывая всевозможные фильтры, строя прогнозы и исследую в рамках подхода «что - если?».
Так же вскоре выходит очередная версия NPrinting 17.1, пока ещё не столь широко распространенного продукта Qlik. Теперь станет возможно экспортировать в него данные не только документов QlikView, но и приложений Qlik Sense для создания отчуждаемых отчётов в широко распространенных форматах Excel, PDF, и т.д.
В целом осталось приятное впечатление от мероприятия. Стоит выразить благодарность организаторам, создавшим душевную и вместе с тем деловую атмосферу на семинаре. Давшим возможность услышать об успехах использования решений на основе продуктов Qlik не только из уст вендора, но и со стороны явно счастливых пользователей довольно крупных компаний.
Ниже по ссылкам Вы можете загрузить материалы, предоставленные спикерами:
- Вступительное слово Вольфганга Кобека, RVP Southern & Eastern EMEA, Country Manager, Qlik
- Опыт внедрения BI-системы в логистической компании «Деловые линии». Игорь Бакум, Начальник отдела внедрения и развития бизнес-систем, ГК «Деловые Линии»
- Облачное BI-решение Click Service Retail как инструмент оперативного взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками. Бизнес-аналитика в цепочках поставок на базе Qlik. Валентина Золотарева, Начальник управления по работе с поставщиками ТС Перекресток и Карусель, X5 Retail Group
- Как Qlik помог сделать коммерцию в «Почте России» прозрачной. Роман Ромашевский, Руководитель отдела аналитической отчетности, Почта России
- Организация самообслуживаемого BI с использованием Qlik. Иван Черницын, Начальник отдела систем анализа и прогнозирования, Дирекция региональных продаж, ПАО «Газпромнефть»
- От эффективной аналитики к автоматическому заказу товаров. Анатолий Болотов, CIO, ТС "Звездный"
- Обработка больших объемов данных в Qlik. Александр Лысенко, Заместитель директора по ИТ по проектной деятельности, «Рив Гош»
- Qlik Roadmap. Сергей Полехин, Архитектор решений, Qlik